«Самый правильный бункай» — 2. Продолжение разговора.

Продолжая  разговор о «самом правильном бункай», я озвучу здесь основную мысль предыдущей статьи: бункай является важным элементом как работы с ката, так и подготовки к спаррингу.

Бункай, или по китайски, юнфа — это практическое применение движений и комбинаций, из которых состоят формальные комплексы- ката, на которых основана традиционная методика обучения в кунг-фу и каратэ. Фактически, ката, — это справочник, книга, записанная вашим движением и вашим собственным телом. А бункай — это умение её читать.

Фактически, бункай = это именно то о чем мечтали не так давно девчонки и мальчишки, когда смотрели фильмы о кунгфу и каратэ. Никто из них не мечтал о соревнованиях по этим видам:поскольку для неподготовленного человека они выглядят скажем так, странно. Образ человека , владеющего каратэ, в сознании людей тесно связан с умением применять именно движения ката. Это ,скажем так, основной рекламный ресурс каратэ, основа создаваемого им образа.
И только по этой причине бункай до сих пор остается в программе обучения — несмотря на все вопросы и проблемы, которые он порождает у спортсменов.
Если убрать бункай, то никакой связи с традицией у современного каратэ не останется.

При этом, именно бункай связывает ката с боем. По этой причине бункай должен быть с одной стороны, реалистичным,  а с другой стороны — максимально соответствовать движениям ката.
В этом случае  вся система подготовки действительно будет основана на ката — и ката действительно будут работать, закладывая в ученика действия и навыки, необходимые для боя.

При существенных различиях в исполнении движений в бою и в ката такая система работать не способна.  Бойцы будут восставать против ката, утверждая что они «не нужны» — и ведь будут ПРАВЫ, потому что никаких полезных для их практики навыков не развивают.  «Катисты» же не будут уметь эффективно драться, поскольку их навыки  также будут приспособлены для совершенно другого режима использования.

Я вряд ли ошибусь, если скажу, что именно такую ситуацию мы сегодня и наблюдаем.

И также вряд ли ошибусь, если скажу, что изначально, когда традиция обучения через ката создавалась, движения ката никак не могли отличаться от боевых. Иначе такая традиция попросту не возникла бы. А она существовала — и люди вполне успешно осваивали науку боя именно по ней, не одну сотню лет. Причем эта система возникла и устоялась именно тогда, когда победа или поражение означали жизнь или смерть

То есть, то, что такая традиция не только возникла, но и стала преобладающей на огромной территории, означает что она работала — и что она была была эффективнее, чем обучение «без ката», о котором постоянно твердят их противники. Ведь для того, чтобы обучаться без ката, нужно было попросту не знать ката. а таких неграмотных  людей и в Китае было в достатке — но в итоге, как мы видим, они явно уступили первенство тем, кто ката все таки использовал.

Что такого особенного давали ката? —

ИНФОРМАЦИЮ.

Методику тренировок.

Каждая ката является конспектом такой методики и содержит в себе не только техники, но и тактические схемы, и набор оздоровительных и подводящих упражнений, — в количестве вполне достаточном для освоения в течение нескольких месяцев, а то и лет. При  этом передать ката, методом простого заучивания, можно достаточно быстро — в течение пары недель. Все остальное зависело от ученика.

Система обучения через ката возникла в уголовной среде, и именно благодаря ее специфике. Большинство практиков боевых искусств в Китае было либо уголовниками, либо людьми, тесно связанными с ними по своей деятельности. В генеалогиях любого стиля вы обязательно найдете нескольких разбойников — причем, зачастую, на почетных местах основателей. Ученики были им под стать — те же бандиты, охранники, странствующие торговцы, мятежники, сектанты авантюристы и удальцы всех мастей. даже среди легендарных даосских бессмертных есть несколько разбойников.

 

Особенно сильно это проявилось на Юге, в 17 веке, когда огромная масса людей, спасаясь от маньчжурского нашествия, хлынула туда — и вынуждена была искать себе и своим семьям средства для выживания.

Согласно данным различных источников, тогда переселиться вынуждено было около 4 миллионов человек. Что в таких условиях творится в стране и за счет чего люди выживают, нам вполне наглядно показали 90-е годы. Считать, что вчерашний воин сегодня будет тихо просить милостыню — по меньшей мере наивно. Люди зарабатывали тем, что умели лучше всего, — и если кто-то умел убивать, то… так все и происходило.

Многие из беженцев при этом не оставляли надежды на реванш и восстановление династии Мин — и для этого также активно искали поддержки в преступных кругах. Складывались целые преступные сообщества, с о своей этикой, и моралью «все против нас, мы против всех».  Люди не могли надеяться на то,что встав сегодня утром с постели, они будут вечером спать в ней же. Время, которое человек мог провести рядом с учителем, нужно было использовать по максимуму, получив как можно больше информации за кратчайшее время. Именно в таких условиях система обучения через ката оказалась наиболее выгодной и наиболее удобной для всех.

Юг Китая превратился в самый настоящий плавильный котел для множества методик. Переходя из города в город, как охранники, так и разбойники брали уроки то у одного мастера, то у другого, постепенно совершенствуя свое мастерство. Именно такие учителя и ученики, — купцы, бандиты, мятежники, охранники, странствующие и беглые монахи — составляли подавляющее количество «практиков кунг-фу».  Собственные дома и школы имели далеко не все. В подпольных ячейках мятежников-реваншистов инструктор мог появиться на несколько дней — и потом пропасть на годы, если не навсегда. Случалось так, что в следующий раз увидеть учителя ученику удавалось лишь через несколько лет — а потому во время практики с учителем каждая минута использовалась по максимуму. В этот период появились, как явление, бродячие мастера, перебиравшиеся из города в город, от ученика к ученику. Одним из таких мастеров, кстати, была и Фан Цинян, в течение своей жизни объехавшая всю Фуцзянь.
Во многом благодаря всему этому кунг-фу  стало по настоящему народным, а таолу — основой системы обучения.

Таолу похоже на книгу, записанную движением, однако отличается тем, что чем больше ты ее читаешь, тем больше нюансов начинаешь в ней видеть. Что же касается режима тренировок — он конечно зависел от ученика. Но тот, уплатив за обучение немалую сумму, обычно не был склонен отлынивать от занятий. Он знал: ни учиться, ни драться за него никто не будет.

При этом можно отметить то, что системы  формальных упражнений, аналогичных ката или близких к ним, существовали и в Европе — но не получили там широкого распространения, в силу ряда социальных и исторических причин.

Что нужно для того чтобы движения в спарринге или неожиданно возникшей острой ситуации не отличались от движений при выполнении формальных упражнений ?
Какова технология процесса обучения ?

Нужно прорабатывать применения элементов против разных видов атак,  для разных ситуаций и с разными возможными вариантами действий противника.
В итоге ваши движения приобретут ту форму, которая является наиболее универсальной, позволяет выйти на наибольшее количество возможных вариантов. вот эти движения и являются по настоящему правильными.

Вот здесь и кроется самая главная загвоздка: вы в процессе практики можете обнаружить, что ваше итоговое движение от того «канона», с которого вы начинали, весьма отличается.
Это вполне естественный процесс : именно так и возникали, и отделялись новые стили. Ведь видео тогда не было — и человек не мог посмотреть, как он же сам делал эту таолу 20 лет назад. Но сегодня эта проблема вполне решаема, и мы всегда можем придерживаться того варианта, который нам нужен. Либо вернуться к базовой форме, илбо изменить ее, на свой страх и риск.

Что означает появление изменений?
Вариантов два.
Во-первых, возможно, то, что вы переусердствовали с каким-то узкоспециализированным применением — и «видите» в движении нечто такое, чего там изначально не было.
Второй вариант — возможно, в таолу присутствует какое то важное для основателя усилие, а следовательно, и применение, о котором вы не знаете.
Для того чтобы таких ситуаций не было,  — а вовсе не для коллекций — необходимо обмениваться опытом с другими мастерами практикующими теот же стиль, собирать подборки видео о своем искусстве, — а также и о смежных стилях и стилях предшественниках.
В этом плане последователям каратэ и тэквондо большим подспорьем будет знакомство с Минхэ-цюань,  как источником и предшественником всех стилей каратэ.
В формах Минхэ-цюань вы сможете увидеть многие элементы привычных для вас ката — однако в сочетаниях, о которых вы даже не подозревали — причем применения этих движений поразят вас своей  вас неожиданной эффективностью


Но зачастую у расхождений практики с ката бывает и другая причина  — увы, наиболее частая.
Дело в том, что многие формы сегодня искажены наработкой без каких-либо бункаев, Уже как минимум три поколения мастеров учат учеников только ката — ради ката. Их цель — показательные выступления, или сдача на пояс, — и ничего больше. В такой ситуации требования выразительности сперва преобладают над боевыми — а потом неизбежно вытесняют их.  Изменения накапливаются постепенно — но боевая практика не может их исправить ,поскольку обучения через бункай нет,  а стало быть и практики стилевых движений — тоже нет.

После нескольких десятков лет такой практики не стоит удивляться, что движения многих соревновательных ката и таолу, которые крутят на показательных выступлениях и соревнованиях сегодня,  весьма далеки от боевых. при этом ни бойцы, ни «катисты» уже не могут объяснить смысл движений ката — многие из них никогда его и не знали. Положения используются разве что для фото — потому что они красивы.

Здесь нужно очень внимательно разбираться, распутывать ситуацию. К сожалению, речь сегодня уже не идет о том, чтобы просто «взять и выучить» что-либо готовое. Это нужно было делать тридцать лет назад, когда еще живы и более-менее деятельны были те, кто применял свое искусство в реальных уличных схватках.

Сейчас времена изменились.
Традиция, основанная на обучении через ката, находится в очень сильном упадке -об этом можно судить хотя бы по отношению к этим самым ката. Кто то к ним относится, как к чему-то ненужному, кто-то, наоборот, обожествляет их, приписывая им различные несуществующие эффекты — вариантов много, и споры не утихают.  Не видно только одного — нормальной разумно выстроенной технологии обучения через ката.
Речь уже скорее идет о реконструкции, чем о простом заучивании. Причем не только о реконструкции бункай, но и о реконструкции первоначального вида ката и их элементов.

Внимательное рассмотрение движений ката, даже созданных в начале века, показывает, что в них скрыто гораздо больше техник, чем это кажется на первый взгляд  многим сегодняшним спортсменам.

Самым первым и основным требованием к движению в традиционном кунг-фу и каратэ была универсальность.

Одно и то же положение должно было давать возможность множества различных продолжений — это позволяло бойцу моментально подстраиваться к ситуации и одновременно с этим  делало его действия непредсказуемыми для противника.

У того складывалось впечатление что боец «заранее знает ,что он хочет сделать» ,что вызывало у врагов суеверный ужас и порождало ложные методики «развития предвидения», на которые можно потратить годы , при этом не достигнув результатов сколько нибудь отличающихся от результатов тех, кто эти методики не применял.

На деле же всё объясняется куда проще: чем больше вариантов различных продолжений вы наработаете из каждого базового положения, тем больше вероятность,что какой нибудь из них сработает. Наработка таких возможных элементов и переходов с одного на другой собственно и является обучением боевому искусству: как через спарринг, так и через специально подобранные упражнения у ученика должно развиться именно это.

Мастерство в данном случае определяется также вполне понятно: чем сильнее развита такая система  взаимосвязей у конкретного человека, чем больше вариантов применений каждого движения он знает — тем оно выше.

Движения ката в этом случае становятся опорными точками, через которые боец должен проходить сам, а бункаи — точками и положениями, через которые он должен проводить противника.

В качестве примера такой работы я хочу предложит вам небольшое видео, которое показывает некоторые непривычные для вас возможности использования такого простого и элементарного движения каратэ, как гедан бараи, «школьный» нижний блок

Это видео не содержит ничего особенно нового, но представленные в нем приемы достаточно просты и при этом надежны и эффективны. После него я надеюсь вам станет понятно, почему такая техника как гедан бараи присутствует практически во всех боевых системах Азии, от Сахалина, до Джакарты.

Я очень на деюсь на то что это видео даст вам хорошую пищу для размышлений — а возможно выведет вас на новый уровень понимания возможностей вашей системы, в которой вы до сих пор не видели ничего кроме набора ударов и отбивов.